Вы здесь

Чистка семантического ядра

«Мертвые» запросы и борьба с ними

Представители Яндекса всегда называют свою поисковую систему «зеркалом Рунета». Оно отражает, в том числе, и интересы пользователей, которые представлены статистикой поисковых запросов. По тому же принципу, кстати, работают и все остальные поисковики. Однако с появлением первых оптимизаторов и заказчиков поискового продвижения на эту статистику стал влиять не только естественный фон интересов. К сожалению, теперь в формировании статистики частотности запросов неизбежно принимают участие:

  • оптимизаторы — когда проверяют позиции «подшефных» сайтов, изучают конъюнктуру рынка, ставят эксперименты и так далее;

  • клиенты оптимизаторов — когда наблюдают (иногда по несколько раз в день) за положением своих сайтов в выдаче;

  • программы-«роботы» различных сервисов SEO-направленности, собирающие данные (проводящие парсинг);

  • специалисты по контекстной рекламе и ее заказчики.

Хотя во многих тематиках искажающее подлинную картину давление не столь заметно, кое-где подобная активность приводит к не очень хорошим последствиям. Проще говоря, становится сложно понять, какой процент от общей частотности того или иного запроса «набрали» реальные люди (пользователи поисковых систем, они же — потенциальные покупатели), а какой — специалисты по интернет-маркетингу, их программные инструменты и клиенты.

Интересно, что часто «искусственная», «пустая» частотность нарастает по принципу снежного кома: какой-то никому не нужный запрос, про который вообще сложно сказать, что его способен задать поисковику живой человек, благодаря деятельности SEOшников быстро набирает частотность. Сначала кто-то необдуманно включает его в список для продвижения, а потом он уже становится средне- или высокочастотным (так как попал в сферу интересов специалистов). И уже никому не приходит в голову, что запрос вряд ли может задать живой человек, и вся объективная частотность, по сути, «накручена». Этот ключевик снова и снова включают в списки для продвижения сайтов данной тематики, и он получает всю большую популярность. В качестве примера можно привести запрос «скачать бесплатные смс» — 306 показов в месяц даже при указании в кавычках, а вместе со словоформами это бессмысленное словосочетание, составленное из популярных ключевых слов, набирает более 1 миллиона показов. Кстати, еще более нездоровая с итуация возникает вокруг низкочастотных запросов, продвижение по которым становится все более популярно. Среди них как раз очень много «накрученных» во время подбора семантического ядра и так далее. Конечно, продвигаться по ним стоит, но после того, как сайт постоит какое-то время в ТОП10 (лучше, конечно, в ТОП3) по этим словам, следует проверить посещаемость с помощью установленной на вашем сайте системы сбора статистики.

Однако не все так страшно, как могло показаться. Весной 2009 года Яндекс стал внедрять в систему сбора статистики частотности фильтры, которые исключают из подсчета явно «автоматические» запросы. Конечно, это только уменьшает искажение, а не устраняет его, однако это правильный шаг.

Итак, следует осознавать два факта:

  1. В общей частотности коммерчески значимых запросов некоторую долю генерируют не представители ЦА.

  2. Существуют запросы, которые — при достаточной частотности и соответствии тематике — практически полностью «пусты», то есть накручены искусственно.

Соответственно, есть два следствия:

  1. Без использования специального инструментария спрогнозировать посещаемость только по частотности (например, по данным wordstat.yandex.ru) можно лишь приблизительно. Наилучший прогноз дает умножение частотности на реальный CTR (показатель кликабельности) данного словосочетания, снятый со счетчиков достаточной выборки сайтов. Однако у SEO практически всегда есть определенный «запас выгодности»: даже если фактическая посещаемость окажется ниже прогнозируемой, общая цена продвижения и цена в перерасчете на одного посетителя все равно будут небольшими.

  2. Следует очень тщательно, «подключая голову», анализировать семантическое ядро на предмет присутствия в нем бесполезных запросов. Впрочем, можно и избежать затруднений: при подборе запросов с помощью модуля «Слова» SeoPult можно не беспокоиться, что в список попадут «пустышки». Система показывает прогноз посещаемости, основанный на сборе и анализе статистики счетчиков, установленных на реальных сайтах. Благодаря этому можно заметить, что прогноз посещаемости по какому-либо высокочастотному слову может быть низким — значит, запрос имеет высокую долю «накрученности». Посмотрев на близкий к фактическому прогноз посещаемости и цену посетителя, можно легко принять решение: стоит продвигаться по конкретному ключевому слову или не стоит.

Ручная проверка запросов на «пустышечность»

Людям, продвигающим собственные сайты, часто хочется убедиться, что автоматическая система отсева некачественных ключевых слов ничего не упустила. Это вполне понятное желание, которое, к тому же, выполнимо. Существуют методы, которые позволяют с практически стопроцентной вероятностью выявить ключевики, от которых нет никакой пользы. Если уточнить понятие «пользы», то в данном случае мы обсудим только посещаемость, а не качество аудитории. Последнему будет посвящен отдельный выпуск нашей рассылки. Сейчас же нас, повторимся, будет интересовать только одно свойство ключевых словосочетаний: будут ли посетители у сайта, попавшего по ним в ТОП10.

  1. Проверка постфактум с помощью установленной на сайте системы статистики. Самый надежный и абсолютно прозрачный способ узнать, заходят ли люди на ваш сайт из выдачи поисковых систем по определенным ключевым словам. Лучший выбор — LiveInternet, Яндекс.Метрика, Google Analytics. Просматривая отчеты, можно определить и количество посетителей, и качество этой аудитории. Сопоставив эти цифры с частотностью ключевого слова и позициями в ТОП10, которые сайт занимал в рассматриваемый период, можно легко обнаружить неэффективные ключевики.

  2. Предварительная проверка слов с помощью сервиса контекстной рекламы Яндекс.Директ.

  3. Сервис «Прогноз бюджета» позволяет спрогнозировать CTR слова. Если он больше 2-4% в спецразмещении, то слово — не пустышка, а если меньше — вероятно, лучше от него отказаться.

  4. Оценка с помощью SeoPult. Предварительный прогноз посещаемости и стоимости посетителя на этапе подбора семантического ядра позволяет пользователям SeoPult, как уже говорилось выше, не беспокоиться о присутствии бесполезных слов. Конечно, разные слова имеют разную эффективность, но если внимательно смотреть, какую цифру прогноза посещаемости показывает Система напротив каждого из добавляемых слов, то отсеять «пустышки» не составит труда.

Выводы

SEO — это эффективная и недорогая реклама. SeoPult, который позволяет каждому продвигать свои сайты без оплаты услуг частных специалистов и SEO-компаний, выводит выгодность продвижения (по показателю ROI) на качественно новый уровень. Наценка от 10 до 20% (при использовании SeoPult+) на себестоимость продвижения — ничто по сравнению с наценкой «частников» и, в особенности, компаний. Она достигает в некоторых случаях 300%.

Минимизация бюджета в сочетании с подбором самого эффективного списка запросов для продвижения — это ключ к успеху. Только великие рекламные кампании, вошедшие в историю, позволяли добиваться такого же эффекта, как создание хорошего сайта в сочетании с недорогим поисковым продвижением с помощью SeoPult. Разумеется, речь не о масштабе (хотя у SEO может быть весьма и весьма большой охват), а о «удельной эффективности»: отношению затрат к полученной прибыли.