Вы здесь

Как работают высокочастотные запросы

Что такое частотность? 

40 миллионов российских пользователей интернета ежедневно бомбардируют Яндекс и другие поисковики запросами. Поскольку потребности, нужды и интересы у людей, в общем-то, стандартны, статистика поисковых систем фиксирует частотность ключевых словосочетаний. Очевидно, что у одних запросов она выше, а у других – ниже.

  • Верхняя граница – десятки миллионов. Например, слово «порно» в прошлом месяце задали одному только Яндексу около 39 миллионов раз (по данным wordstat.yandex.ru).

  • Нижняя граница – один запрос в месяц: это нечто очень специфическое и не представляющее коммерческого интереса (например, «марсианские кроты»).

Хотя общепринятой классификации нет, можно определить следующие границы: низкочастотные запросы – до 1000 в месяц, среднечастотные – от 1000 до 3000, высокочастотные – более 3000 (все значения – с учетом морфологии русского языка, то есть различных словоформ). Это условные диапазоны, какой-либо объективной основы в таком делении нет. Со временем – точнее, с ростом количества пользователей интернета и потока запросов к поисковым системам – эти значения изменятся. Однако определить по частотности стоимость продвижения запроса в ТОП10 поисковых систем почти невозможно. За это отвечает другая характеристика ключевого словосочетания – конкурентность.

Конкурентность запросов – битва за ТОП10

Конкурентная борьба за места в первой десятке Яндекса и других популярных поисковиков порождает неравенство запросов. Практика показывает, что частотность и конкурентность запросов часто коррелируют. Дело в том, что высокочастотный запрос либо генерирует нецелевой трафик (а на нем всегда можно заработать), либо способен привести на какой-либо коммерческий сайт целевую аудиторию (такие ценятся намного больше). Поэтому высокочастотные запросы чаще всего являются высоконкурентными (и наоборот), хотя эта зависимость не является линейной.

Итак, частотность запроса в каждой из поисковых систем – вполне определенная цифра. Конкурентность же определяется, скорее, стоимостью вывода сайта в ТОП10 Яндекса по этому запросу. Обычно эту характеристику считают качественной. Но если говорить о количественной мере, то конкурентность нужно выражать в рублях, то есть в стоимости продвижения запроса в десятку (чаще всего именно Яндекса).

Нужно ли продвигать сайт по высокочастотным запросам?

Можно подумать, что сайт обязательно продвигать по ВЧ-запросам, однако это не всегда так. Иногда гораздо более заметный эффект при меньших затратах дают «точные» СЧ- и НЧ-запросы, приводящие очень качественную аудиторию. Однако некоторые тематики просто требуют продвижения по сложным высокочастотникам. Классический пример здесь – пластиковые окна. Продающий, приводящий целевую аудиторию, генерирующий продажи запрос тут по сути один – «пластиковые окна» (также неплохо работает такой же высоконкурентный «окна ПВХ»). Остальные запросы работают в разы хуже – несмотря на то, что можно подобрать, казалось бы, отличное тематическое ядро из слов типа «профиль Rehau», продажи будут низкими. Стоимость продвижения в ТОП соответствующая: «пластиковые окна» – один из самых дорогих запросов, и один из самых конкурентных.

Кстати, высокая конкуренция всегда порождает нестабильность выдачи, т.к. лучшие специалисты будут ежедневно работать над тем, чтобы выбить ваш сайт из десятки. Это дополнительный риск, который стоит учитывать.

Стоит понимать, что высокочастотные запросы обычно неконкретны. Чаще всего частотность таких слов совместно генерируют несколько групп людей, интересы которых пересекаются незначительно. Например, запрос «кирпичи» могут задавать как потенциальные покупатели силикатных кирпичей, так и фанаты популярной группы «Кирпичи». Если вы торгуете кирпичом, то из общей частотности придется вычесть любителей музыки.

Оплата в SEO идет за позиции в ТОП10, а не за клики. Следовательно, при продвижении по большинству высокочастотных запросов следует ориентироваться на данные, которые можно получить лишь постфактум: посещаемость и поведение посетителей на сайте. При частотности в несколько тысяч или десятков тысяч в месяц именно ваша целевая аудитория может составлять небольшой процент от этого количества. В этом случае даже при попадании сайта на первое место в ТОП10 посещаемость будет невелика из-за сниппета (краткого описания страницы, выводимого поисковиком на странице выдачи результатов поиска). Люди без перехода на сайт заметят, что тематика вашего сайта – синоним того, что их интересует, и не будут кликать на него. Но даже в этом случае стоимость продвижения в перерасчете на одного посетителя может быть выгодной для вас! Конечно, стоит обратить внимание и на второй момент – поведение посетителей. Если сниппет не слишком четкий и понятный, то при высоких позициях на сайт все равно могут заходить незаинтересованные посетители. Такую ситуацию можно диагностировать с помощью счетчика (LiveInternet, Яндекс.Метрика, Google Analytics и так далее) по высокому проценту отказов: люди заходят на сайт и сразу же покидают его. Конечно, многое зависит от качества сайта – с плохого ресурса посетители будут уходить вне зависимости от тематики.

При продвижении по высокочастотным и высококонкурентным словам особенно важно вложить достаточные средства в дизайн, функциональность и юзабилити сайта. Поскольку вам придется ежемесячно тратить значительные средства на поисковое продвижение, даже незначительное повышение конверсии с лихвой окупит затраты на улучшение сайта на начальном этапе.

Итак, перед началом продвижения сайта (на этапе составления семантического ядра запросов) перед вами стоят две задачи: составить список ВСЕХ потенциально интересных ключевых словосочетаний, включая «отраслеобразующие» высокочастотники – например, «строительство» или «недвижимость». Далее нужно рассчитать ежемесячный бюджет по каждому из слов и оценить собственную готовность пойти на риск и провести эксперимент: попробовать продвинуть сайт по высокочастотникам. Сумма может быть достаточно значительной, а аудитория – не слишком качественной и целевой (то есть нацеленной именно на совершение того действия, которое вам нужно – обычно это покупка или заказ). Конечно, можно воспользоваться помощью коллективного разума – например, авторитетных пользователей forum.searchengines.ru. Но их мнение не является истиной в последней инстанции – прислушаться можно, но воспринимать как аксиому все же не следует. Реальные резуль таты можно получить только после реальной попытки. Вполне может оказаться, что продвижение по максимальному набору низкочастотных, среднечастотных и высокочастотных запросов, которое обойдется достаточно дорого, при этом принесет такое количество клиентов и заказов, прибыль от которого легко окупит все затраты.

Условия для продвижения по высококонкурентным запросам

Яндекс обрабатывает около 60% поисковых запросов россиян, причем доля коммерческих – т.е., выражающих спрос – еще выше. Поэтому всем, кто собирается зарабатывать деньги с помощью продвижения своего сайта или сайтов клиентов, следует иметь в виду определенные ограничения, которые эта поисковая система накладывает на сайты, претендующие на призовые места в гонке за ТОП10 по высококонкурентным словам.

  • Безусловно, сайт должен быть отлично оптимизирован с точки зрения внутренних факторов: HTML-кода (включая метатеги), программной составляющей, настроек сервера, контента (кстати, он не просто должен быть, но и иметься в достаточном количестве – сайты из одной или даже пары десятков страничек в ТОП10 по сложным словам не выйдут; также очень важна его уникальность), структуры, перелинковки и так далее.

  • Входящая ссылочная масса должна быть очень качественной: страницы-доноры с хорошими параметрами, «естественный» темп прирастания количества ссылок и так далее. Ссылочная масса ни в коем случае не должна «мигать»: каждая купленная ссылка должна оставаться на своем месте максимально долго. Поэтому при использовании ссылочных бирж или Системы SeoPult необходимо следить за поддержанием положительного баланса счета. Исчезновения и появления ссылок, особенно массовые, приводят к значительным потерям позиций, это подтвержденный экспериментально факт.

  • Возраст домена не должен быть меньше полугода, а оптимальный возраст – около двух лет. Причем дата отсчитывается даже не от регистрации домена, а, скорее, от реального возникновения сайта, расположенного по этому адресу, а также наличия ссылок на этот сайт.

Выводы

При составлении семантического ядра и выборе словосочетаний для продвижения ориентироваться необходимо на:

  • здравый смысл;
  • предыдущий опыт;
  • частотность запросов;
  • предварительный расчет стоимости и прогноз количества посетителей (этот функционал бесплатно доступен в Системе SeoPult).

Также нужно понимать, что поисковое продвижение – динамический процесс, который необходимо настраивать. Он требует проб и экспериментов. Конечно, чаще всего продвижение по НЧ- и СЧ-запросам – беспроигрышный вариант, позволяющий направить на сайт отличную по качеству аудиторию за сравнительно небольшие деньги. Однако в некоторых тематиках высокочастотники позволяют сорвать банк или являются единственным выгодным вариантом.

Но следует помнить: высокочастотные и высококонкурентные запросы – это сложно, долго (вывод в ТОП может занимать до полугода и более) и не очень надежно. Новичкам всегда рекомендуется не замахиваться на отраслеобразующие слова, а сосредоточиться на создании постоянного потока посетителей на сайт за счет продвижения по НЧ- и СЧ-запросам.