Вы здесь

Оптимизация поведенческих факторов ранжирования

Стремление разработчиков поисковых систем сделать выдачу наиболее полезной для пользователей вполне понятно, так как это их прямая задача. Но очевидно, что для этого не годятся алгоритмы, использующие для ранжирования лишь сухие цифры параметров. Поэтому поисковые системы помимо качества контента и входящих ссылок стали присматриваться к поведению пользователей. 

Как поисковики работают с поведенческими факторами?

Каким же образом «Яндекс» шпионит за пользователями и выясняет их предпочтения? Первое, что учитывает поисковик – это кликабельность в выдаче. Если в три раза больше пользователей выбирают восьмой результат в SERP, чем все остальные, то это прямой намек на то, что он более релевантен запросу. Поэтому поисковик может поднять такой результат на позицию повыше, несмотря на все заслуги других сайтов в виде ссылок и прочих факторов. 

Также «Яндекс» активно использует свои сервисы – главным образом систему статистики «Яндекс.Метрика». Она дает огромное количество данных, которые дают сигналы для оценки отношения пользователей к страницам. Например, уже время пребывания на той или иной странице может сказать многое – очевидно, что страницы, с которых пользователи сразу уходят, им меньше нравятся, чем те, на которых они задерживаются надолго. 

Кроме того, есть основания полагать, что для сбора информации о поведении пользователей используется надстройка длябраузера «Яндекс.Бар». Официально этот факт не подтвержден, но по мнению многих экспертов такой «шпионаж» имеет место быть. 

Методы учета поведенческих факторов

А как владельцу сайта оценить поведенческие факторы, чтобы понять, в какую сторону надо улучшать собственный ресурс? Для этого подойдет одно из тех средств, которые используют сами поисковики – системы статистики. Рассмотрим, как они работают на примере знакомой каждому оптимизатору «Яндекс.Метрики». 

В этом сервисе есть специальная вкладка «Поведение», где с помощью вебвизора можно следить за действиями посетителей в формате видео. 

«Яндекс.Метрика» дает нам следующие важные сведения:

  • источники трафика – они позволяют узнать, откуда приходят пользователи, по ссылкам из поисковой выдачи или из других мест. Это крайне важно, так как доля пришедших из поисковиков может оказаться куда меньше ожидаемой; 

  • показатель отказов – важный параметр, нужно прилагать все усилия, чтобы максимально снизить его. Отказами принято классифицировать такие действия, когда пользователи, быстро, в течение нескольких секунд, закрывают страницу или уходят назад к странице выдачи;
  • время просмотра – говорит о степени заинтересованности пользователя. Если пользователи не задерживаются надолго, то это первый сигнал к тому, что надо улучшать сайт – на страницах, которые им нравятся, они проведут много времени;
  • глубина просмотра – насколько далеко забираются посетители при просмотре вашего сайта? По скольким ссылкам переходят? Это тоже очень важно, так как качественный сайт должен затягивать пользователей, заставлять их идти по конверсионному маршруту, а не ограничивать лишь просмотром главной страницы. 

Способы улучшения поведенческих факторов

Оптимизацию поведенческих факторов логично начать с момента первого взаимодействия пользователей с вашим сайтом – с внешнего вида ссылки в выдаче поисковика, то есть со сниппета. Об этом мы уже подробно писали в выпуске №24, а на нашем канале SeoPult.TV вы можете посмотреть видео доклада Александра Шубина, рукодителя двух поисковых сервисов «Яндекса», о принципах формирования сниппетов. 

Итак, чтобы создать привлекательный для пользователей сниппет, надо понять, по каким принципам поисковик его формирует. Если раньше для сниппета «Яндекс» брал текст из содержимого метатегов Title и Description, то теперь основой может послужить любой фрагмент текста с ключевым словом. Если поисковик выбрал неудачную фразу, то можно попробовать переделать ее в тексте, не меняя общее количество ключевиков. 

Если же тематика вашего сайта позволяет использовать семантическую разметку, то этим надо обязательно пользоваться – при правильном применении стандрата Schema.org вам гарантирован отличный сниппет. Подробнее о микроданных вы можете прочитать в выпуске №94. 

Старайтесь сделать так, чтобы трафик был разнообразнее. Используйте социальные сети, форумы, блоги. Пусть доля переходов из этих источников будет небольшой, но таким образом трафик станет более гетерогенным, а значит и более естественным. 

Для удержания пользователя на сайте помимо публикации интересного и информативного контента надо включать смекалку и использовать творческий подход. Здесь может быть уместно все, что угодно – от фишек дизайна до полезных сервисов. В качестве примера можно привести шинный калькулятор для подбора колес на сайтах по продаже колес или программы расчета КПП для любителей тюнинга. Удачные решения часто попадают в закладки пользователей. 

Удержать пользователя подольше на странице может помочь интересный видеоролик или даже небольшая flash-игра. 

Также плюсом будет простановка ссылок в тексте на другие страницы в тех местах, где они действительно нужны для удобства посетителей (при этом не забывайте о контекстной перелинковке – такие ссылки не должны ей вредить!). Блоки с похожими записями или товарами тоже помогут заставить пользователя подольше серфить ваш сайт, а это еще одна монетка в копилку оптимизации поведенческих факторов. 

Выводы 

При работе над продвижением сайта не забывайте о поведенческих факторах, делайте ресурс для живых людей, а не ради показателей рейтинга. Это сможет не только улучшить положение сайта в выдаче, но и привлечь пользователей. Для этого необходимо грамотно работать с системами статистики – следить за поведением пользователей, выявлять слабые места на сайте и искать новые способы привлечения посетителей.